Балет в России — больше, чем балет!

Балет в России — одна из визитных карточек страны и русского искусства.

Началом балетной эпохи во всём мире считают конец 1581 года, когда при французском дворе состоялось зрелище, которое и принято считать первым балетом — «Комедийный балет королевы», поставленный итальянским скрипачом Бальтазарини де Бельджозо. В последствии во Франции балет расцвел как пышное торжественное придворное зрелище.

Само название «балет», происходит от французского слова «ballet» — танцевать. В начале под ним понималась танцевальная сценка, эпизод в музыкальном представлении или опере, а во второй половине XVII века появились новые жанры: комедия-балет и опера-балет, в которых значительное место отводилось балетной музыке.

Самостоятельным видом искусства балет стал только во второй половине XVIII века благодаря реформам французского балетмейстера Жан-Жоржа Новерра, который создал спектакли, в которых содержание раскрывается в выразительных образах.

Считается, что первое балетное представление в России состоялось на масленицу 1672 года при дворе царя Алексея Михайловича. Перед началом того спектакля на сцену вышел актёр, изображавший Орфея, и пропел немецкие куплеты, в которых превозносились прекрасные свойства души Алексея Михайловича; в это время по обе стороны Орфея стояли две украшенные транспарантами и освещенные разноцветными огнями пирамиды, которые после песни Орфея начали танцевать.

Позже русский балет продолжал своё развитие, достигнув новых высот в XIX веке при царствовании Александра I. Своим успехам в это время он был обязан французскому балетмейстеру Карлу Дидло, прибывшему по приглашению из Франции в 1801 году. В это время балет в России достиг до этого небывалой популярности — даже Державин, Пушкин и Грибоедов воспевали балеты Дидло и его учениц.

В третьей четверти XIX века в Императорских театрах появился термин «балерина» — солистка, занявшая высшее положение в балетной труппе. А в XX веке в России балериной стали называть уже любую балетную танцовщицу.

Классическая балерина — артистка балетного театра, обученная согласно академическим балетным канонам и использующая в танце пальцевую технику. Балерина танцует, опираясь на кончики пальцев ног, в специальных балетных туфлях — пуантах. Сегодня купить балетки можно во многих странах, но для балета эта обувь будет не совсем подходящей. Само понятие «пуанты», происходит от французского «la pointe» — кончик, наконечник. Танцевать на пуантах — обозначает красиво ходить и танцевать, опираясь исключительно только на пуанты — кончики пальцев ног; сам танец на пуантах исключительно женский. Эта система балетного танца стала использоваться в начале XIX века, постепенно превращаясь в обязательный элемент классического балета.

В основе классического балетного спектакля лежит определённый сюжет, драматургический замысел, либретто. В XX веке появился и бессюжетный балет, драматургия которого основана на развитии, заложенном в музыке. Основными видами танца в балете являются классический танец, народные и национальные танцы, переработанные для исполнения в балетном спектакле. В современном балете широко используются и другие техники танца, элементы гимнастики, акробатики и восточных единоборств.

В России неким символом государства является Большой театр. Сегодня купить билеты в Большой театр на классический символ Большого театра — балет «Лебединое озеро», считается обязательным для любого культурного гостя Столицы. Все российские руководители пересмотрели «Лебединое озеро» по много раз. Все официальные делегации, приезжавшие в страну, всегда обязательно посещали представления этого балета. Ведь балет в России — больше, чем балет!

dolphin