Парапланеризм

Параплан — популярный безмоторный пилотируемый летательный аппарат с неподвижным крылом, которое надувается набегающим потоком воздуха.

Параплан является самым медленным из летательных аппаратов тяжелее воздуха, тем не менее, французский пилот Charles Cazaux 20 октября 2010 года установил на нём мировой рекорд скорости в 46,8 км/ч. Обычная же скорость полёта на параплане относительно воздуха не намного превышает 20 км/ч.

За счёт такой низкой скорости, склонности ряда моделей парапланов к самостоятельному выходу на стационарные режимы планирования, минимальных требований к площадке для посадки, параплан прост в обучении и планировании, что делает парапланеризм очень популярным.

Парапланеризм — это настоящий полёт на крыле с использованием энергии восходящих потоков воздуха, что кардинально отличает его от прыжков с управляемым парашютом. Англичанин Robbie Whittall 06 января 1993 года установил мировой рекорд максимального набора высоты на параплане — 4 526 метров, а спортсмен из ЮАР Nevil Hulett 14 декабря 2008 года совершил полет на параплане на 502,9 км, установив ещё один мировой рекорд.

Не смотря на это параплан имеет невысокие лётные характеристики, что сильно ограничивает его возможности в зависимости от погодных условий. Для набора высоты пилот параплана использует восходящие термические и динамические воздушные потоки. Чтобы набрать высоту, параплан должен попасть в восходящий поток воздуха. В спокойном воздухе параплан планирует, двигаясь одновременно вперёд и вниз.

Пилоты стартуют на парапланах строго против ветра в основном со склонов холмов, сопок или даже гор, используя восходящий динамический поток воздуха, а набрав достаточную высоту — порядка 3500 метров, — уходят на маршрут, используя попадающиеся потоки воздуха. На равнине для первоначального набора высоты и выхода в зону восходящих термических потоков парапланеристы используют затяжку на пассивных и активных лебёдках.

Пассивные лебёдки устанавливаются на транспорт, который тянет параплан за собой. Активные лебёдки имеют собственный двигатель и устанавливаются на земле. Стоит отметить, что ежегодно в прессе встречаются упоминания о лётных происшествиях с участием парапланеристов, использующих для старта с равнинной поверхности трос, привязанный к автомобилю, без систем измерения и регулирования тяги.

Параплан является самым лёгким и самым доступным по цене среди пилотируемых летательных аппаратов. Его малый вес по сравнению с планёрами и дельтапланами обусловлен тем, что все его конструкционные элементы изготовлены из тканевых материалов.

Конструктивно параплан состоит из крыла, к которому через стропы крепится подвесная система. Подъёмная сила возникает благодаря обтеканию профиля крыла встречным потоком воздуха. Все элементы параплана работают на растяжение, благодаря чему в его конструкции можно избежать использования жёстких элементов. Крыло и подвесная система являются принадлежностями параплана, при этом конкретные крылья и подвески можно использовать практически в любых комбинациях, учитывая условия эксплуатации. Современные парапланы, предназначенные для соревнований, могут иметь дополнительные жёсткие элементы конструкции, предназначенные для поддержания формы крыла на высоких скоростях полёта.

dolphin