Такси в России

Такси — вид общественного транспорта, используемого для перевозки пассажиров с оплатой проезда по счётчику — таксометру.

В большинстве такси принята такса за километр, которая в 1988 году составляла — 20 копеек. Преимуществом такого подхода является ориентация на пассажира — стоимость поездки не зависит от дорожной обстановки, при этом водителю выгоднее ехать оптимальным маршрутом и с оптимальной скоростью.

Недостаток — водителю невыгодно выходить на работу в часы пробок. В местах, где спрос на такси велик, цена назначается по договору с водителем, при этом таксист берёт того пассажира, который предложит больше.

В основном сегодня у такси фиксированный тариф по двум основным вариантам тарификации:

  • такса за минуту;
  • такса за километр по счётчику.

Стоимость поездки на такси, как правило, не зависит от количества людей и груза. Дополнительная оплата идёт только за простой и груз сверх багажника.

Сегодня в крупных городах России имеются полностью легальные таксомоторные предприятия со всеми атрибутами: собственный автопарк, техосмотр, счётчики. Есть также и полностью нелегальные частные извозчики. В малых городах России распространены полулегальные фирмы, по статусу находящиеся где-то посередине, состоящие из водителей, директора и диспетчеров.

Предприятия такси работают круглосуточно и только по вызову. Часто водители работают на личных автомобилях разных марок и класса, поэтому автомобили не имеют каких-либо характерных атрибутов такси, изредка ограничиваясь маленьким оранжевым маячком на крыше. Такси оборудуются радио- или мобильной связью. Заправка, ремонт и техобслуживание автомобилей такси являются прерогативой водителей и производятся ими за свой счёт и в личных гаражах, поскольку таксопарка, как такового, нет.

Сегодня за услуги такси, как правило, оплата фиксированная, одинаковая для любых расстояний по городу, счётчики отсутствуют. Поэтому такие перевозки не являются таксомоторными в прямом смысле этого термина, ведь платы по таксометру нет. Дневная выручка у нелегальных и полулегальных таксистов остаётся у водителей, которые обязаны сдать её в «общий котёл». Из «общего котла» оплачиваются труд диспетчеров и другие расходы. Правовой статус таких предприятий неясен. По сути, они являются кооперативами «бомбил».

dolphin