Эволюция автомобильного лобового стекла

Современные лобовые стёкла транспортных средств служат не только защитой водителя и пассажиров от набегающих потоков воздуха, мусора, насекомых, но и вносят значительный вклад в формирование аэродинамического обтекания кузова автомобиля.

Первые автомобили имели открытую конструкцию и в остеклении не нуждались. Рост скоростей заставил конструкторов задуматься об аэродинамике и защите водителя и пассажиров от набегающего потока воздуха.

Первое лобовое стекло представляло собой круглый прозрачный щиток, закреплённый на рулевой колонке напротив водителя. Такая защита была символической, однако позволила сделать управление автомобилем уже более безопасным и комфортным.

В начале XX века многие модели имели лобовое стекло из обычного оконного стекла. Позднее его стали делать из закалённого, что повысило безопасность, но такая технология годилась лишь с оговорками, что закалённое стекло разлетается на осколки даже при не очень сильном ударе.

На открытых легковых автомобильных кузовах лобовое стекло делали складывающимся полностью или на две половинки, а на закрытых — стекло обычно подвешивали на верхних петлях и оно могло откидываться наружу вверх. Конструкция стекла для грузовиков эволюционировала гораздо медленнее, а многие модели открытых спортивных автомобилей и в 70-е годы XX использовали простой стеклянный щиток вместо лобового стекла, который едва закрывал водителя.

В 1920-е годы на лобовых стёклах появились стеклоочистители с электрическим, механическим и пневматическим приводом, и «безопасные» лобовые стёкла типа «триплекс». Современный триплекс — многослойное стекло из двух и более слоёв органических или силикатных стекла, склеенных между собой специальной полимерной плёнкой, способной при ударе удерживать осколки. Изобрёл триплекс французский учёный-химик Эдуард Бенедиктус, который получил на него патент в 1909 году. Такое стекло при ударе не разбивалось на куски, как обычное, и не рассыпалось на мелкие осколки, как закалённое, а трескалось, оставаясь на плёнке, что было намного безопаснее при автомобильной аварии. Триплексное стекло сегодня применяется для лобовых стекол различных транспортных средств, автомобилей, железнодорожного подвижного состава, самолётов, судов речного и морского флота, а так же для остекления окон и фасадов зданий и сооружений.

С появлением новых технологий в 80-90-е годах XX века конструкция лобовых стёкол значительно изменилась:

  • исчезли резиновые уплотнители, стёкла стали вклеиваться непосредственно в проём;
  • стала возможна замена стекла с выездом на место;
  • появились новые покрытия, уменьшающие загрязнение стёкол;
  • получил распространение встроенный в лобовое стекло обогрев;
  • появились атермальные стёкла, не пропускающие в салон тепло солнечного света;
  • стеклоочистители и стеклоомыватели получили автоматическое включение от датчика дождя;
  • продолжает совершенствоваться технология получения трёхслойных стёкол;
  • появились системы отображения на лобовом стекле данных о скорости движения и иной информации;
  • разработан прибор ночного видения для движения в темноте, проецирующий картинку прямо на лобовое стекло.

Опыты американского исследователя В.Э. Лэя в аэродинамической трубе, показали, что геометрия и расположение лобового стекла серьёзно влияют на аэродинамику автомобиля. В ответ производители с каждым годом стали всё сильнее наклонять лобовые стёкла назад, чтобы улучшить аэродинамику. От этого площадь лобовых стёкол растёт, а трудоёмкость их изготовления увеличивается. Лобовое стекло современного автомобиля на сайте http://www.steklolux.ru изготовлено с прецизионной точностью. Это технически сложное наукоёмкое изделие, на эволюцию которого ушли десятилетия.

dolphin