Карданная передача в трансмиссии автомобиля

Совокупность сборочных единиц и механизмов, соединяющих двигатель с ведущими колёсами транспортного средства или рабочим органом станка, в машиностроении называют трансмиссией. В общем случае трансмиссия предназначена для передачи крутящего момента от двигателя к колёсам, изменения тяговых усилий, скоростей и направления движения.

В автомобилях часть трансмиссии — сцепление и коробка передач — входит в состав силового агрегата. В связи с тем, что оси валов автомобиля не всегда располагаются на одной прямой, возникает необходимость применения подвижных соединений. Во время движения машины они меняют положение в пространстве. При этом изменяется и их межосевое расстояние в разных горизонтальных и вертикальных плоскостях.

Передачу крутящего момента от коробки передач к ведущим мостам выполняет карданное соединение. Карданная передача, называемая в народе «крестовиной», представляет собой механизм, передающий крутящий момент между валами, пересекающимися в центре карданной передачи и имеющими возможность взаимного углового перемещения.

Крестовина широко используется в различных областях человеческой деятельности, когда трудно обеспечить соосность вращающихся элементов. Название карданная передача получила от имени итальянского математика, инженера, философа, медика и астролога Джероламо Кардано, который впервые описал её в XVI веке, но не изготавливал. Его работы послужили основой для построения карданной передачи, применяемой в трансмиссиях автомобилей.

В автомобиле карданный вал служит для передачи крутящего момента от коробки передач (раздаточной коробки) к ведущим мостам в случае классической или полноприводной компоновки. Также крестовина используется в травмобезопасной рулевой колонке для соединения рулевого вала и рулевого исполнительного механизма.

Карданная передача имеет существенный недостаток — несинхронность вращения валов: если один вал вращается равномерно, то другой — нет, увеличивающуюся при увеличении угла между валами. Поэтому замена крестовины является довольно частой процедурой при ремонте трансмиссии автомобиля.

Несинхронность вращения валов в карданной передаче исключает возможность применения карданной передачи во многих устройствах, в том числе в трансмиссии переднеприводных автомобилей, где проблема усугубляется при передаче крутящего момента на поворотные колеса. Отчасти этот недостаток компенсируют запчасти на грузовые автомобили, когда используются на одном валу парные шарниры, повёрнутые на четверть оборота друг относительно друга.

Поэтому там, где требуется синхронность, используется не карданная передача, а шарнир равных угловых скоростей — более совершенная, однако и более сложная конструкция того же назначения.

Для проведения ремонтных работ трансмиссии требуются профессиональные автомеханики, как на http://ekb.kardanov.net, проверенные технологии и качественное оборудование.

dolphin