Грузоподъёмные краны

С развитием торговли и мореплавания в XI-XII веках стали появляться подъёмные краны, отдалённо напоминающие первые варианты современных кранов. Они обладали ручным приводом или приводом от топчаковых колёс. Конструкции простейших подъёмных кранов практически до конца XVIII века выполнялись из дерева и имели ручной привод. Лишь крюки и оси делали из стали.

Современные грузоподъёмные краны представляют собой целый класс грузоподъёмных машин для перемещения грузов в пространстве. Временное зацепление грузов осуществляется с помощью различных грузозахватных приспособлений: крюковых подвесок или грузозахватных органов специальной конструкции.

Сам термин «кран» образован от немецкого слова «kranich» — журавль; именно эту птицу внешне напоминали первые подъёмные краны. Современные грузоподъёмные краны по конструкции делят на следующие основные типы:

  • краны стрелового типа. Грузозахватный орган крана подвешен к стреле или тележке, перемещающейся по стреле. Это башенные, портальные, полупортальные, стреловые и другие краны;
  • краны мостового типа. Несущая конструкция крана имеет вид моста с передвигающейся по ней тележкой или электроталью. К ним относятся: мостовые, козловые, полукозловые и консольные краны, мостовые перегружатели, краны-штабелёры и другие;
  • краны кабельного типа. Грузозахватный орган таких кранов подвешен к грузовой тележке, перемещающейся по несущим канатам, закрепленным в опорах.

В общем виде конструкция подъёмного крана включает:

  • металлоконструкцию, составляющую основу крана: пролёты, опоры, стрелы и тому подобное;
  • механизм подъёма груза, состоящий из гибкого подъёмного органа, грузозахватного устройства, грузовой лебёдки и различных ограничителей грузоподъёмности, грузового момента, хода грузозахватного органа;
  • грузозахватный орган, который может быть не автоматического действия (крюк, петля) или автоматического действия (электромагнит, пневматический присос, спредер).

Подъёмный кран может быть дополнительно оснащён механизмами передвижения грузовой тележки, механизмом вращения колонны, изменения вылета стрелы, вращения несущего элемента вокруг опоры и так далее. Все основные типы кранов, за исключением консольных, снабжаются ограничителями грузоподъёмности или грузового момента, которые могут иметь регистраторы параметров для сбора информации о поднимаемых грузах.

Все грузоподъёмные краны, как и лифты, относятся к оборудованию повышенной опасности. Поэтому для обеспечения безопасных условий их эксплуатации за ними устанавливается технический надзор. Сегодня технический надзор за кранами и другой грузоподъёмной техникой осуществляет Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору. Основным нормативным документом для проектирования, эксплуатации и ремонта кранов являются Федеральные нормы и правила «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения».

dolphin