Эффект 25-го кадра

Американский бизнесмен Джеймс Вайкери однажды заявил, что человеческий глаз способен рассматривать на экране только двадцать четыре кадра в секунду. Во время показа фильмов в кинотеатрах Нью-Джерси в моменты смены кадра Джеймсом с помощью дополнительного проектора вставлялись кадры: «Кока-кола» и «Ешьте попкорн».

Так как в кинофильме кадры сменяются 24 раза в секунду, этот способ скрытой рекламы получил название 25-го кадра.

Фильмы с 25-м кадром рекламы «Кока-колы» и «Попкорна» показывались всё лето 1957 года, и Джеймс Вайкери заявил, что в буфете кинотеатра продажи кока-колы повысились на 17%, а попкорна — на 50%.

В итоги Джеймс Вайкери запатентовал эту технологию и открыл компанию по сублиминальной рекламе в фильмах. В 1958 году наличие психологического эффекта сублиминальной рекламы было официально опровергнуто Американской психологической ассоциацией. В 1962 Вайкери признался, что результаты эксперимента были им сфабрикованы, однако миф об «эффекте 25-го кадра» оказался очень живучим.

Попытки использовать технологию Вайкери продолжаются и по сей день. Международный научно-популярный журнал «New Scientist» писал, что результаты последующих исследований показали, что в некоторых случаях подсознательная реклама работает. Для этого сообщение должно быть замаскировано в потоке скачущих букв и цифр и должно появляться на время ориентировочно в 0,3—0,4 с, что значительно превышает частоту показа 25-го кадра.

Учёные университета Неймегена в Нидерландах провел эксперимент, подтверждающий эффективность сублиминального воздействия при определённых условиях. Результаты были опубликованы в журнале «Journal of Experimental Social Psychology». Для проверки данного феномена Компания BBC также провела эксперимент, который показал, что различия между контрольной группой и группой, получавшей «сублиминальную рекламу», не были статистически значимыми.

Специалисты Всероссийского НИИ ТВ и радио (ВНИИТР) разработали прибор, выявляющий «постороннюю и несанкционированную информацию» в телевизионном сигнале. С его помощью было обнаружено нарушение одной из российских телекомпаний требований пункта 9 статьи 5 «Скрытая реклама» Федерального закона «О рекламе» № 38-ФЗ от 13.03.2006 года, который гласит: «Не допускаются использование в радио-, теле-, видео-, аудио- и кинопродукции или в другой продукции и распространение скрытой рекламы, то есть рекламы, которая оказывает не осознаваемое потребителями рекламы воздействие на их сознание, в том числе такое воздействие путём использования специальных видеовставок (двойной звукозаписи) и иными способами».

В Японии был обвинён популярный аниме-сериал «Покемон» в использовании 25-го кадра, после инцидента с эпилептическими приступами у японских детей. Чтобы с серьёзностью отнестись к этой информации и проверить эффект 25-го кадра на себе, внимательно всмотритесь в фотографию экрана телевизора:

dolphin