Ликвидация разлива нефти и нефтепродуктов на море

Попадание нефти и нефтепродуктов в окружающую среду в результате техногенных действий человека приводит к чрезвычайной ситуации, требующей немедленного вмешательства специалистов специальных служб.

Ликвидация последствий разливов нефти может занимать от нескольких месяцев до нескольких лет. Разлив нефти на море может произойти в результате аварии танкера, аварий на нефтяных платформах, буровых установках и скважинах. Нефть, попавшая в море, растекается и перемещается по его поверхности, претерпевая при этом ряд химических и физических изменений. Эти изменения нефти начинаются непосредственно с момента попадания ее на поверхность воды и продолжаются, в зависимости от типа разлившейся нефти и гидрометеорологических условий, в течение почти всего периода пребывания нефти на воде.

Add a comment
Обычаи морского порта

Морской порт — совокупность объектов инфраструктуры, расположенных на специально отведенных территории и акватории и предназначенных для обслуживания судов, используемых в целях торгового мореплавания, комплексного обслуживания судов рыбопромыслового флота, обслуживания пассажиров, осуществления операций с грузами, и других услуг, оказываемых в морском порту, а также взаимодействия с другими видами транспорта.

Порядок строительства, открытия и закрытия морских портов, порядок осуществления в них деятельности и оказания услуг, основы государственного регулирования деятельности в морских портах России, регулируется Федеральным законом «О морских портах в РФ».

При оказании услуг в морском порту существуют сложившиеся и широко применяемые правила поведения, не предусмотренные законодательством — «обычаи морского порта».

Add a comment
Применимое право

Право, подлежащее применению к отношениям, возникающим из торгового мореплавания с участием иностранных граждан или иностранных юридических лиц либо осложненным иностранным элементом, в том числе если объект гражданских прав находится за пределами Российской Федерации, определяется в соответствии с международными договорами Российской Федерации, Кодексом торгового мореплавания Российской Федерации, другими законами и признаваемыми в Российской Федерации обычаями торгового мореплавания. Стороны договора могут при заключении договора или в последующем избрать по соглашению между собой право, которое подлежит применению к их правам и обязанностям по данному договору.

При отсутствии соглашения сторон о подлежащем применению праве применяются правила Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации; наличие такого соглашения не может повлечь за собой устранение или уменьшение ответственности, которую в соответствии с Кодексом перевозчик должен нести за вред, причиненный жизни или здоровью пассажира, утрату или повреждение груза и багажа либо просрочку их доставки.

Право собственности и иные вещные права на судно, подлежащее государственной регистрации, определяются законом государства, в котором зарегистрировано судно. К вещным правам на судно, которому временно предоставлено право плавать под флагом другого государства, применяется закон государства, в котором судно зарегистрировано непосредственно до смены флага. Права на строящееся судно определяются законом государства, в котором судно принято к постройке или строится.

Add a comment
Исковая давность

Срок исковой давности по требованиям, вытекает из договора морской перевозки груза.

К требованиям, вытекающим из договора морской перевозки груза, применяется годичный срок исковой давности. Указанный срок исчисляется по требованиям:

  • возмещения ущерба за утрату груза - по истечении тридцати дней со дня, в который груз должен быть выдан, при перевозке в смешанном сообщении - по истечении четырех месяцев со дня приема груза для перевозки;
  • возмещения ущерба за повреждение груза, просрочки его доставки и возврата перебора или взыскания недобора провозных платежей - со дня выдачи груза и, если груз не был выдан, - со дня, в который он должен быть выдан;
  • возмещения убытков за неподачу судна или подачу его с опозданием, платы за простой судна и досрочную погрузку или выгрузку груза - со дня окончания месяца, следующего за тем, в котором началась или должна была начаться перевозка груза;
  • ко всем остальным случаям - со дня наступления события, послужившего основанием для предъявления требования.

К требованиям, вытекающим из договора морской перевозки пассажира в заграничном сообщении, договора морского страхования, а также из столкновения судов и осуществления спасательных операций, применяется двухгодичный срок исковой давности.

Add a comment
Претензии и иски

Обстоятельства, которые могут служить основанием для ответственности перевозчиков, отправителей, получателей и пассажиров, удостоверяются коммерческими актами или актами общей формы. В иностранных портах указанные обстоятельства удостоверяются в соответствии с правилами, существующими в данном порту.

Коммерческий акт составляется для удостоверения:

  • несоответствия между наименованием, массой или количеством мест груза либо багажа в натуре и указанными в перевозочном документе данными;
  • повреждения груза или багажа;
  • обнаружения груза или багажа без документов, а также документов без груза или багажа;
  • возвращения перевозчику похищенного груза или багажа.

Формы актов, порядок их составления и порядок удостоверения обстоятельств, не требующих составления актов, устанавливаются правилами.

Add a comment
Морской протест

В случае, если во время плавания или стоянки судна имело место происшествие, которое может явиться основанием для предъявления к судовладельцу имущественных требований, капитан судна в целях обеспечения доказательств должен сделать заявление о морском протесте. Морской протест имеет целью обеспечить, насколько это возможно, полную информацию относительно обстоятельств происшествия и причин, вызвавших его, в том числе информацию об ущербе и о принятых по предотвращению или уменьшению ущерба мерах.

Заявление о морском протесте делается:

  • в порту Российской Федерации - нотариусу;
  • в иностранном порту - должностному лицу консульского учреждения Российской Федерации или компетентному должностному лицу иностранного государства в порядке, установленном законодательством соответствующего государства.

Заявление о морском протесте делается, если происшествие произошло:

  • в порту в течение 24 часов с момента происшествия;
  • во время плавания судна в течение 24 часов с момента прибытия судна или капитана судна в первый порт после происшествия.
Add a comment
Арест судна

Арестом судна является любое задержание или ограничение в передвижении судна во время нахождения его в пределах юрисдикции Российской Федерации, осуществляемые на основании постановления суда, арбитражного суда или управомоченного законом налагать арест третейского суда по морским делам для обеспечения морского требования, за исключением задержания судна, осуществляемого для приведения в исполнение решения суда, арбитражного суда или третейского суда, вступившего в законную силу.

Судно может быть арестовано только по морскому требованию. Судно может быть арестовано даже тогда, когда оно готово отплыть. Судно может быть арестовано для получения обеспечения независимо от того, что в соответствии с юрисдикционной оговоркой или арбитражной оговоркой, предусмотренными соответствующим договором или иным образом, морское требование, по которому на судно наложен арест, подлежит рассмотрению в суде или арбитраже другого государства.

Правила не затрагивают право капитана морского порта на отказ в выдаче разрешения на выход судна из морского порта, на задержание судна и груза по требованиям, а также право государственных органов на арест судна и груза, предусмотренное законодательством Российской Федерации.

Add a comment
Ипотека судна

Ипотека судна или строящегося судна устанавливается в целях обеспечения денежного обязательства договором собственника судна или строящегося судна (залогодателя) и кредитора (залогодержателя) с последующей регистрацией ее. Залогодателем ипотеки судна или строящегося судна может быть с согласия его собственника также лицо, имеющее на него право хозяйственного ведения.

В случае, если иное не предусмотрено договором, ипотека судна распространяется на принадлежности судна, принадлежащие тому же собственнику, что и судно, а также на страховое возмещение, причитающееся по договору морского страхования судна на условиях ответственности за гибель и повреждение судна. Ипотека судна не распространяется на фрахт.

В случае, если иное не предусмотрено договором, ипотека строящегося судна распространяется на материалы и оборудование, которые предназначены для его постройки, находятся в месте расположения судостроительной организации и четко идентифицированы посредством маркировки или иным способом, а также на страховое возмещение, причитающееся по договору морского страхования строящегося судна на условиях ответственности за гибель и повреждение строящегося судна.

Add a comment
Морской залог на судно

Морским залогом на судно обеспечиваются требования к судовладельцу в отношении:

  1. заработной платы и других сумм, причитающихся капитану судна и другим членам экипажа судна за их работу на борту судна, в том числе расходов на репатриацию и уплачиваемых от имени капитана судна и других членов экипажа судна взносов по социальному страхованию;
  2. возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина на суше или на воде в прямой связи с эксплуатацией судна;
  3. вознаграждения за спасение судна;
  4. уплаты портовых и канальных сборов, сборов на других судоходных путях и лоцманских сборов;
  5. возмещения реального ущерба, причиненного при эксплуатации судна в результате утраты или повреждения иного имущества, чем перевозимые на судне грузы, контейнеры и вещи пассажиров.

Морским залогом на судно не обеспечиваются требования, если такие требования возникают в результате:

  • причинения ущерба от загрязнения с судов нефтью или ущерба в связи с морской перевозкой опасных и вредных веществ в значении правил;
  • воздействия радиоактивных свойств ядерного топлива или радиоактивных продуктов и отходов либо воздействия радиоактивных свойств в сочетании с токсичными, взрывными или другими опасными свойствами ядерного топлива или радиоактивных продуктов и отходов.
Add a comment
Ограничение ответственности по морским требованиям

В соответствии с правилами ограничивается ответственность судовладельца и спасателя по требованиям. Для целей применения правил спасателем является любое лицо, предоставляющее услуги в прямой связи со спасательными операциями. В случае, если какое-либо из требований предъявлено к лицу, за действие или бездействие которого несут ответственность иные лица, данное лицо имеет право воспользоваться ограничением ответственности в соответствии с правилами.

Страховщик ответственности по требованиям имеет право воспользоваться ограничением ответственности в соответствии с правилами, в той мере, в какой и лицо, ответственность которого застрахована. Действие, направленное на ограничение ответственности, не означает признание ответственности.

Add a comment

Подкатегории

dolphin