Судовладелец с момента инцидента или, если инцидент состоит из ряда происшествий одного и того же происхождения, с момента первого происшествия несет ответственность за ущерб от загрязнения, причиненный бункерным топливом, которое находится на борту судна или источником которого является судно. Если только одно судно вовлечено в инцидент и более чем одно лицо несет ответственность за ущерб от загрязнения, ответственность таких лиц является солидарной.

  1. потерпевшим лицом является гражданин, юридическое лицо, государство или любая его составная часть;
  2. собственником судна является лицо, зарегистрированное в качестве собственника судна. В случае, если судно принадлежит государству и эксплуатируется организацией, которая зарегистрирована в качестве судовладельца, собственником судна является такая организация;
  3. бункерным топливом являются любая углеводородная минеральная нефть (включая смазочное масло), используемая или предназначенная для использования в целях эксплуатации или движения судна, и любые остатки, содержащие такую нефть;
  4. ущербом от загрязнения являются: любой ущерб, причиненный вне судна загрязнением, происшедшим вследствие утечки или слива бункерного топлива с судна, где бы такие утечка или слив ни произошли, при условии, что компенсация за ущерб, причиненный окружающей среде, за исключением упущенной выгоды в результате причинения такого ущерба, ограничивается расходами на разумные восстановительные меры, которые фактически приняты или должны быть приняты; расходы на предупредительные меры и причиненный такими мерами последующий ущерб;
  5. предупредительными мерами являются любые разумные меры, принятые любым лицом после инцидента, по предотвращению или уменьшению ущерба от загрязнения;
  6. инцидентом является любое происшествие или ряд происшествий одного и того же происхождения, в результате которых причинен ущерб от загрязнения или возникла серьезная и непосредственная угроза причинения такого ущерба.

Судовладелец не несет ответственность за ущерб от загрязнения, если докажет, что ущерб:

  • причинен вследствие военных или враждебных действий, гражданской войны, народных волнений либо исключительного по своему характеру, неизбежного и непреодолимого стихийного явления;
  • полностью причинен действиями или бездействием третьих лиц с намерением причинить ущерб от загрязнения;
  • полностью причинен по неосторожности или в результате иных противоправных действий публичных властей, отвечающих за содержание в рабочем состоянии огней и других навигационных средств, при исполнении ими указанной функции.

Умысел или неосторожность потерпевшего лица

В случае, если судовладелец докажет, что ущерб от загрязнения полностью или частично причинен умышленно или по неосторожности потерпевшего лица, судовладелец может быть полностью или частично освобожден от ответственности перед таким лицом.

В случае причинения ущерба от загрязнения в результате инцидента с вовлечением двух и более судов, если они не освобождаются от ответственности, несут солидарную ответственность за весь ущерб от загрязнения, который не может быть разумно разделен между ними.

Эти правил не затрагивают право судовладельца и лица, осуществившего страхование или предоставившего иное финансовое обеспечение ответственности собственника судна, ограничить свою ответственность.

Страхование или иное финансовое обеспечение ответственности

Собственник судна вместимостью более чем 1 000, зарегистрированного в Российской Федерации, должен осуществить страхование или предоставить иное финансовое обеспечение своей ответственности за ущерб от загрязнения в сумме, равной пределу его ответственности.

Правила применяются соответственно к иностранному судну вместимостью более чем 1 000, заходящему в порт на территории Российской Федерации или выходящему из него либо прибывающему к прибрежному сооружению в территориальном море Российской Федерации или отходящему от такого прибрежного сооружения.

Свидетельство о страховании или об ином финансовом обеспечении гражданской ответственности за ущерб от загрязнения бункерным топливом, удостоверяющее наличие страхования или иного финансового обеспечения ответственности и имеющее силу в соответствии с правилами, выдается каждому судну органом его государственной регистрации.

Свидетельство должно содержать следующие сведения:

  1. название судна, его позывной сигнал и порт (место) его государственной регистрации;
  2. название и основное место деятельности собственника судна;
  3. идентификационный номер судна, присвоенный Международной морской организацией;
  4. вид финансового обеспечения ответственности и срок его действия;
  5. название и основное место деятельности страховщика или другого предоставившего финансовое обеспечение ответственности лица и в соответствующих случаях место, в котором осуществлено страхование или предоставлено иное финансовое обеспечение ответственности;
  6. срок действия свидетельства, который не может превышать срок действия страхования или иного финансового обеспечения ответственности.

Свидетельство составляется на русском языке и должно содержать перевод на английский, французский или испанский язык. Свидетельство должно находиться на борту судна, его копия должна быть сдана на хранение в орган государственной регистрации судна. Страхование или иное финансовое обеспечение ответственности не удовлетворяет требованиям, если действие такого обеспечения может прекратиться по иным причинам, чем истечение указанного в свидетельстве срока действия страхования или иного финансового обеспечения ответственности, до истечения трех месяцев с момента уведомления органа государственной регистрации судна об этом прекращении, за исключением случаев аннулирования данным органом свидетельства или выдачи в этот период нового свидетельства.

Правила применяются также к любому изменению, в результате которого страхование или иное финансовое обеспечение ответственности прекращает удовлетворять требованиям. Условия, порядок выдачи и проверки свидетельств, указанных в настоящей статье, определяются правилами, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области транспорта. Судно вместимостью более чем 1 000, которое находится в собственности Российской Федерации и в отношении которого не осуществлено страхование или не предоставлено иное финансовое обеспечение ответственности, должно иметь свидетельство, выданное соответствующим органом государственной регистрации судна и удостоверяющее, что судно является собственностью государства и ответственность за ущерб от загрязнения обеспечена в пределах.

Указанное свидетельство должно соответствовать, насколько это возможно, свидетельству. Правила применяются соответственно к находящемуся в собственности иностранного государства судну вместимостью более чем 1 000, заходящему в порт на территории Российской Федерации или выходящему из него либо прибывающему к прибрежному сооружению в территориальном море Российской Федерации или отходящему от такого прибрежного сооружения. Если судно, к которому применяются правила, не имеет свидетельства, его эксплуатация запрещается.

Любое судно вместимостью более чем 1 000 не может зайти в порт на территории Российской Федерации или выйти из него либо прибыть к прибрежному сооружению в территориальном море Российской Федерации или отойти от такого прибрежного сооружения, если на борту данного судна не находится свидетельство. Если в нарушение правила судно заходит в порт на территории Российской Федерации или выходит из него, либо прибывает к прибрежному сооружению в территориальном море Российской Федерации или отходит от такого прибрежного сооружения, либо пытается зайти в порт или выйти из него, прибыть к прибрежному сооружению или отойти от него, судно может быть задержано по распоряжению капитана морского порта до предоставления собственником судна соответствующего свидетельства.

Иск о возмещении ущерба от загрязнения

Иск о возмещении ущерба от загрязнения может быть предъявлен к судовладельцу только в соответствии с правилами. При условии соблюдения правил, иск о возмещении ущерба от загрязнения на основании правил не может быть предъявлен к:

  • любому лицу, осуществляющему спасательные операции с согласия судовладельца или по указанию публичных властей;
  • любому лицу, принимавшему предупредительные меры;
  • работникам или агентам лиц.

Иск о возмещении ущерба от загрязнения не может быть предъявлен к лицам, если только ущерб от загрязнения не явился результатом их действий или бездействия, совершенных умышленно или по грубой неосторожности. Правила не затрагивают право регресса судовладельца к любым третьим лицам. Иск о возмещении ущерба от загрязнения может быть предъявлен непосредственно к страховщику или к лицу, предоставившему иное финансовое обеспечение ответственности собственника судна за ущерб от загрязнения. В таком случае ответчик может представить те возражения, за исключением ссылок на банкротство или ликвидацию организации судовладельца, на которые мог бы сослаться сам судовладелец, в том числе на ограничение ответственности.

Кроме того, ответчик, если даже судовладелец не имеет права ограничить свою ответственность, может ограничить свою ответственность суммой, равной сумме страхования или иного финансового обеспечения. Ответчик в целях своей защиты может ссылаться также на то, что ущерб от загрязнения причинен умышленно самим судовладельцем, однако ответчик не может использовать средства защиты, на которые он имеет право ссылаться в деле, возбужденном против него судовладельцем. Ответчик во всех случаях имеет право требовать, чтобы судовладелец был привлечен к участию в деле в качестве соответчика. Иск о возмещении ущерба от загрязнения к судовладельцу, к страховщику или к лицу, предоставившему иное финансовое обеспечение ответственности собственника судна, предъявляется в суд или арбитражный суд в Российской Федерации по месту причинения ущерба, если в результате инцидента ущерб от загрязнения причинен на территории Российской Федерации, в том числе в территориальном море Российской Федерации, или в ее исключительной экономической зоне либо были приняты предупредительные меры по предотвращению или уменьшению ущерба от загрязнения на территории Российской Федерации, в том числе в территориальном море Российской Федерации, или в ее исключительной экономической зоне.

Исключение из сферы применения этих правил не применяются к ущербу от загрязнения независимо от того, выплачивается ли компенсация за такой ущерб.

dolphin