В соответствии с правилами ограничивается ответственность судовладельца и спасателя по требованиям. Для целей применения правил спасателем является любое лицо, предоставляющее услуги в прямой связи со спасательными операциями. В случае, если какое-либо из требований предъявлено к лицу, за действие или бездействие которого несут ответственность иные лица, данное лицо имеет право воспользоваться ограничением ответственности в соответствии с правилами.

Страховщик ответственности по требованиям имеет право воспользоваться ограничением ответственности в соответствии с правилами, в той мере, в какой и лицо, ответственность которого застрахована. Действие, направленное на ограничение ответственности, не означает признание ответственности.

При условии соблюдения правил следующие требования независимо от оснований ответственности подпадают под ограничение ответственности:

  1. требования, возникающие в связи со смертью или с повреждением здоровья гражданина либо утратой или повреждением имущества, в том числе в связи с повреждением портовых сооружений, водных бассейнов, судоходных путей и средств навигационной обстановки, происшедшими на борту судна либо в прямой связи с эксплуатацией судна или со спасательными операциями, а также требования возмещения любого причиненного в результате этого последующего ущерба;
  2. требования возмещения ущерба, причиненного в результате просрочки доставки при морских перевозках грузов, пассажиров или их багажа;
  3. требования возмещения иного ущерба, причиненного в результате нарушения любых прав, возникших не из договора, в прямой связи с эксплуатацией судна или со спасательными операциями;
  4. требования лица, иного, чем лицо, ответственное за ущерб, причиненный мерами, принятыми им по предотвращению или уменьшению ущерба, в отношении которого лицо, ответственное за ущерб, может ограничить свою ответственность в соответствии с правилами и причиненный такими мерами последующий ущерб.

Исключения из ограничения ответственности

Правила не применяются к требованиям:

  • вознаграждения за осуществление спасательной операции, в том числе уплаты специальной компенсации или взноса по общей аварии;
  • возмещения ущерба от загрязнения с судов нефтью;
  • возмещения ущерба в связи с морской перевозкой опасных и вредных веществ;
  • возмещения ядерного ущерба;
  • в связи с подъемом, удалением или уничтожением затонувшего судна, в том числе всего, что находится или находилось на борту такого судна;
  • в связи с удалением, уничтожением или обезвреживанием груза с судна;
  • возмещения вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу работников судовладельца или спасателя, обязанности которых связаны с судном или со спасательными операциями, а также наследников указанных работников, лиц, находившихся у них на иждивении или имевших право на получение от них содержания, если к трудовому договору, заключенному между судовладельцем или спасателем и такими работниками, применяется законодательство Российской Федерации;
  • возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью пассажиров судна, в случаях, если судовладелец и пассажир являются организациями или гражданами Российской Федерации;
  • возмещения вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу гражданина в прямой связи с эксплуатацией судна или со спасательными операциями, в случаях, если судовладелец и гражданин либо спасатель и гражданин являются организациями или гражданами Российской Федерации.

Поведение, препятствующее ограничению ответственности

Лицо, ответственное за ущерб, не имеет права на ограничение ответственности, если доказано, что ущерб явился результатом его собственного действия или собственного бездействия, совершенных умышленно или по грубой неосторожности. В случае, если лицо, имеющее право на ограничение ответственности предъявляет возникающее из того же происшествия встречное требование к лицу, предъявившему к нему требование, первоначальное и встречное требования подлежат зачету и правила применяются только к остатку, если он образуется.

Общие пределы ответственности

Пределы ответственности по требованиям, которые возникли из одного и того же происшествия, исчисляются следующим образом:

  • по требованиям возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина: 2 миллиона расчетных единиц - для судна вместимостью не более чем 2 000;
  • для судна вместимостью более чем 2 000 к сумме за каждую последующую единицу вместимости добавляется: от 2 001 до 30 000 - 800 расчетных единиц; от 30 001 до 70 000 - 600 расчетных единиц; свыше 70 000 - 400 расчетных единиц;
  • по любым другим требованиям: 1 миллион расчетных единиц - для судна вместимостью не более чем 2 000; для судна вместимостью более чем 2 000 к сумме за каждую последующую единицу вместимости добавляется: от 2 001 до 30 000 - 400 расчетных единиц; от 30 001 до 70 000 - 300 расчетных единиц; свыше 70 000 - 200 расчетных единиц.

В случае, если сумма, исчисленная по требованиям возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, недостаточна для оплаты полностью таких требований, сумма, исчисленная по любым другим требованиям, используется для оплаты неоплаченного остатка по требованиям возмещения причиненного жизни или здоровью гражданина вреда, который удовлетворяется на пропорциональной основе наряду с любыми другими требованиями.

Предел ответственности любого спасателя, действующего не с судна или действующего исключительно на судне, которому или в отношении которого спасатель предоставляет услуги по спасанию, исчисляется исходя из вместимости судна в 2 000.

Предел ответственности для судна вместимостью менее чем 300 исчисляется в сумме, равной одной шестой предела ответственности, установленного для судна вместимостью не более чем 2 000.

Предел ответственности по требованиям пассажиров

По требованиям возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью пассажиров судна, если они возникли из одного и того же происшествия, пределом ответственности судовладельца является сумма 175 тысяч расчетных единиц, умноженная на число пассажиров, которое судну разрешается перевозить в соответствии с пассажирским свидетельством.

Для этих целей требованиями возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью пассажиров судна, являются требования, предъявленные любым лицом или от имени любого лица, которое перевозилось на таком судне: по договору морской перевозки пассажира; с согласия перевозчика для сопровождения автомашины или животных, перевозка которых осуществляется по договору морской перевозки груза.

Объединение требований

Пределы ответственности применяются к совокупности всех требований, возникших из какого-либо одного происшествия, к:

  • судовладельцу, а также любому лицу, за действие или бездействие которого судовладелец несет ответственность;
  • владельцу судна, оказывающему услуги по спасанию с данного судна, спасателю или спасателям, действующим с такого судна, а также любому лицу, за действие или бездействие которого судовладелец либо спасатель или спасатели несут ответственность;
  • спасателю или спасателям, действующим не с судна или исключительно на судне, которому оказываются услуги по спасанию, а также любому лицу, за действие или бездействие которого спасатель или спасатели несут ответственность.

Пределы ответственности применяются к совокупности всех требований, которые могут возникнуть из какого-либо одного происшествия, к владельцу судна, а также любому лицу, за действие или бездействие которого судовладелец несет ответственность.

Судовладелец и спасатель вправе ограничить свою ответственность в соответствии с правилами без создания фонда ограничения ответственности. В случае, если ограничение ответственности осуществляется без создания фонда ограничения ответственности. Лицо, на которое может быть возложена ответственность, может создать фонд ограничения ответственности в суде или арбитражном суде, в которых к нему предъявлен иск по требованию, по которому ответственность данного лица может быть ограничена. Фонд ограничения ответственности создается в размере суммы вместе с процентами на данную сумму со дня происшествия, повлекшего за собой ответственность, до дня создания такого фонда. Любой созданный таким образом фонд предназначается только для оплаты требований, по которым может быть ограничена ответственность. Фонд ограничения ответственности может быть создан посредством внесения указанной суммы в депозит суда или арбитражного суда либо предоставления банковской гарантии или иного финансового обеспечения, приемлемых в соответствии с законодательством Российской Федерации и признаваемых достаточными судом или арбитражным судом. В случае, если несколько судовладельцев или спасателей имеют право на ограничение ответственности по требованиям, возникшим из одного и того же происшествия, фонд ограничения ответственности, созданный одним из таких лиц, считается созданным всеми судовладельцами или спасателями.

Все вопросы распределения фонда ограничения ответственности компетентен решать только суд или арбитражный суд, в которых такой фонд создан. Фонд ограничения ответственности распределяется между имеющими требования лицами пропорционально установленным суммам требований таких лиц к фонду. В случае, если до распределения фонда ограничения ответственности лицо, ответственное по требованию, или его страховщик уплатили компенсацию по требованию к данному фонду, такое лицо приобретает в пределах уплаченной им суммы в порядке суброгации права, которые на основании правил имело бы лицо, получившее компенсацию. В случае, если лицо, ответственное по требованию, установит, что впоследствии данное лицо может быть обязано уплатить полностью или частично такую сумму компенсации, в отношении которой данное лицо могло бы воспользоваться правом суброгации при условии уплаты компенсации до распределения фонда ограничения ответственности суд или арбитражный суд, в которых создан фонд ограничения ответственности, может распорядиться, чтобы достаточная сумма была временно зарезервирована для удовлетворения впоследствии требования такого лица к фонду.

В случае, если создан фонд ограничения ответственности, ни одно лицо, для удовлетворения требований которого предназначен фонд, не вправе осуществлять по таким требованиям какие-либо права в отношении любого другого имущества создавших фонд ограничения ответственности лица или лиц. После создания фонда ограничения ответственности судно или другое имущество, принадлежащие указанным лицу или лицам и арестованные по требованиям, которые могут быть предъявлены к фонду, либо предоставленное обеспечение подлежат освобождению постановлением суда или арбитражного суда, в которых образован фонд ограничения ответственности.

Это правило применяется в случае, если лицо, имеющее требование, может предъявить требование к фонду ограничения ответственности в суд или арбитражный суд, которые распоряжаются таким фондом, и фонд может быть действительно использован для удовлетворения такого требования.

Эти правила распространяются также на:

  • суда, находящиеся в собственности Российской Федерации, собственности субъектов Российской Федерации или эксплуатируемые ими и используемые в момент возникновения требования только для правительственной некоммерческой службы, за исключением военных кораблей, военно-вспомогательных судов и пограничных кораблей;
  • суда, построенные или приспособленные для буровых работ и осуществляющие такие работы.

Правила не распространяются на: суда на воздушной подушке; морские плавучие платформы.

dolphin